Предпринимательство
Потребительский рынок
Лицензирование
Противодействие коррупции
30.11.2017
Просмотров: 243

Максим Паршин: Нужно выйти на принципиально новый уровень работы инфраструктуры поддержки МСП

 

     23 ноября 2017 года директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Максим Паршин выступил в рамках пленарного заседания VII Всероссийской конференции «Развитие системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» в г. Челябинск.

Максим Паршин: Развитие МСП - должно стать региональным приоритетом. В решении каждой из задач - вовлечение, акселерация, эффективность и глобализация - ключевое значение должна играть созданная в рамках Программы Минэкономразвития России инфраструктура поддержки предпринимательства.

Программа реализуется с 2005 года, сейчас сеть инфраструктуры насчитывает около 700 объектов, которые работают и предоставляют услуги предпринимателям, это хорошо, но мы считаем, что по каждому из объектов есть большой объем резервов для повышения их эффективности, исходя из качества, объема и востребованности услуг.

Сложно сказать, решает ли созданная инфраструктура эти задачи. Где-то созданы все условия и сделано очень много, а где-то из года в год основное внимание было уделено предоставлению грантов, а не развитию центров компетенций по поддержке МСП. В результате звучит критика, часто обоснованная. Работа региональной инфраструктуры часто незаметна, зачастую предприниматели не знают, что могут получить какую-либо поддержку. Не буду скрывать, что мы всерьез обсуждали закрытие программы уже с текущего 2017 года. Нужно выйти на принципиально новый уровень работы инфраструктуры.

Речь идет о реализации сервисной модели поддержки МСП. Ее суть заключается в том, что каждый предприниматель, вне зависимости от того, где он начинает и ведет свой бизнес, имеет право и должен иметь возможность получить необходимые для него и его бизнеса услуги высокого качества. Все услуги должны быть понятны, востребованы и доступны. Доступ к ним должен быть обеспечен в режиме «одного окна». Количество предоставленных услуг должно измеряться миллионами в год (сейчас едва ли наберется 200 тыс.). Только тогда можно говорить о реальном влиянии инфраструктуры на развитие МСП. Сервисная модель - это объем, качество и доступность услуг для бизнеса.

Остановлюсь чуть подробнее на основных видах инфраструктуры, на том, как  мы видим эффективность каждого объекта, какие задачи стоят перед инфраструктурой в 2018 году.

Финансовая инфраструктура, РГО и МФО.

При расчете субсидии на будущий год учитывались только РГО и МФО, соответствующие установленным ранее требованиям. РГО - первый объект инфраструктуры, требования к которым мы начали системно устанавливать в законе и подзаконных актах. Это уже в целом сделано.

Центры МФО предоставляю уникальные услуги. Минэкономразвития России разработан и внесен в Правительство РФ законопроект в части увеличения максимального размера микрозайма для микрофинансовых организаций до 5 млн. рублей. Увеличение предельного размера микрозайма позволит повысить доступность финансовых средств для субъектов малого и среднего предпринимательства, и создаст непрерывную линейку кредитных продуктов для МСП.

Центры будут докапитализироваться  из рыночных источников, а также в рамках специальных программ. Совет директоров Корпорации одобрил специальный продукт МСП-банка для МФО. В рамках программы также реализуется мероприятие по созданию и развитию микрофинансовых организаций. Среди основных задач работы МФО на 2018 год увеличение объемов финансирования за счет привлечения кредитных средств рынка по льготным программам кредитования и на общих основаниях, определение ниши государственных МФО на рынке кредитования МСП.

Объем микрофинансирования должен кратно вырасти. В рамках работы по формированию инновационно-производственной инфраструктуры предусмотрено создание и развитие региональных инжиниринговых центров, центров кластерного развития, центров прототипирования и центров сертификации, стандартизации и испытаний.

Важно отметить, что в настоящее время только в условиях кооперации различных типов организаций инфраструктуры субъекты МСП могут осуществить все стадии производства своей продукции, начиная от разработки изделия или товара и заканчивая производством мелкосерийной продукции и выводу этого изделия или товара на рынок. Вместе с тем, важно двигаться дальше. В этой связи в настоящее время перед перечисленными центрами компетенции ставятся новые задачи, такие как вовлечение субъектов МСП в цепочку поставщиков, выход на новый качественный уровень оказания услуг и самоокупаемость, ориентирование предприятий на экспорт и импортозамещение.

Мы всерьез обсуждаем вывод таких объектов на самоокупаемость. Для поддержки молодежного предпринимательства Росмолодежью реализуется программа «Ты – предприниматель», которая представляет собой комплекс мероприятий информационного, образовательного и консультационного характера. Программа тоже требует совершенствования для повышения конверсии тех, кто открывает свой бизнес. Мы стремимся к кратному увеличению конверсии.

ЦМИТы должны стать реальными объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства и вовлечения в него молодежи. Это не только кружок детского творчества. Центры должны быть больше ориентированы на развитие предпринимательских компетенций молодежи. На 2018 год для центров также ставятся задачи по поддержке студенческого технологического предпринимательства, а также подготовка кадров для инновационных предприятий и  инфраструктуры в области инноваций и промышленного производства.

Центры поддержки предпринимательства должны проводить активную работу по вовлечению разных групп граждан в предпринимательскую деятельность, это является одной из их основных задач. И в целом деятельность ЦПП требует переосмысления. Важную роль ЦПП мы видим в образовательном проекте.  Взять на себя координирующую роль в отношении других объектов инфраструктуры. Организации имущественной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Бизнес-инкубаторы - одни из самых проблемных в настоящий момент объектов инфраструктуры.

Хочу обратить внимание, что основная деятельность бизнес-инкубаторов не должна заключаться в предоставлении офисных помещений на льготных условиях. Льготная аренда не является сама по себе основой успешного развития малого предприятия. Их заполняемость в настоящий момент крайне низка.

Резиденты бизнес-инкубаторов должны получать необходимые консультационные, маркетинговые и рекламные услуги, а также помощь при подготовке учредительных документов, получении кредитов, помощь в привлечении начального финансирования, поиске инвесторов. Обеспечивать такую поддержку должна команда профессиональных менеджеров - управляющая компания бизнес-инкубатора, обладающие системными знаниями и практическими навыками для эффективного решения задач проектного управления от разработки идеи бизнеса до ее коммерческой реализации. Важна роль обучения профессиональных управленческих команд.

В деятельности центров поддержки экспорта на данный момент мы выделяем три критерия эффективности их функционирования:

- увеличение количества экспортных контрактов, заключенных субъектами МСП при содействии того или иного ЦПЭ

- увеличение объема экспортируемой продукции субъектами МСП при содействии того или иного ЦПЭ

- расширение географии поставок продукции субъектами МСП, которые являются клиентами ЦПЭ.

Для стандартизации их деятельности Минэкономразвития разработан законопроект о требованиях к ЦПЭ.

В 2018 году мы ожидаем, что количество ЦПЭ будет существенно увеличено, поскольку указанные объекты инфраструктуры оказывают практическую помощь экспортно-ориентированным субъектам МСП и тем предпринимателям, которые только планируют выходить на международные рынки. Мы также ожидаем расширение кооперации центров с РЭЦ.

Центры инноваций социальной сферы должны выстроить системную работу по социальному предпринимательству, позволяющую формировать реестр СП по критериям законопроекта по соцпредпринимательству (в документе также прописаны требования к работе ЦИСС), разработать комплексную стратегию развития СП регионе, сформировать единое федеральное видение развития СП. Мы ожидаем, что в 2018 году центрами будут реализованы проекты, направленные на реабилитацию людей с ОВЗ, пожилых людей и людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, вырастет количество соцпредпринимателей.

У нас 22 ЦИСС, плюс 10 в этом году. Этого недостаточно, ЦИСС должен входить в базовую инфраструктуру.

Мы проводили предварительные совещания с модераторами сессий. Договорились, что по результатам сегодняшней работы по каждому виду инфраструктуры будут сформулированы основные механизмы повышения ее эффективности, упор нужно сделать на формулировании перечня услуг и требований к ним. Все услугу инфраструктуры должны будут включаться в соответствующие реестры.

Итак, что в результате включено в этой связи в проект нашего 167 приказа, определяющего целевые направления расходования средств субсидии. Первое. Консолидация инфраструктуры. Координация деятельности организаций инфраструктуры поддержки МСП. Должна быть определена уполномоченная организация инфраструктуры. Это может быть, например, ЦПП, гарантийный фонд или МФЦ для бизнеса. Это структура, координирующая взаимодействие с региональными органами власти, МЭР, Корпорацией МСП, РЭЦ,  иными федеральными и региональными институтами развития, уполномоченными МФЦ в регионе. Второе. Все услуги инфраструктуры должны быть регламентированы и стандартизованы, включены в соответствующие реестры. Эти реестры будут вести МФЦ для бизнеса в регионах. Должны быть установлены четкие стандарты этих услуг, понятные предпринимателям. Третье. Инфраструктура должна быть структурирована и доступна. С этой целью министерством продолжится работа по внедрению единых стандартов и унификации требований к объектам инфраструктуры. Необходимо с учетом лучших региональных практик и запросов предпринимателей определить требования к их функционированию вне связи с финансированием из федерального бюджета. Мы планируем, что в 2018 году указанные стандарты для всех объектов инфраструктуры будут внедрены. Фактически, речь идет о том, что нужно сделать, франчайзи-бук по каждому объекту инфраструктуры. Четвертое. Перевод услуг в режим «одного окна».

С этого года МФЦ для бизнеса и центры оказания услуг на базе банков начали работать  в качестве единой точки доступа для бизнеса по действующим мерам поддержки.

Должна быть создана реальная возможность для получения государственной или муниципальной услуги одновременно с иной услугой  для развития бизнеса.

Сейчас МФЦ для бизнеса и Центры оказания услуг на базе банков - это возможность получить весь комплекс услуг для начала и ведения бизнеса. Причем, в отличие от офисов «Мои документы», не только и не столько государственных, сколько всех мер поддержки, которые есть в регионе, - Корпорации МСП, РЭЦ, банков, услуг естественных монополий и широкого спектра B2B услуг, оказываемых по принципу маркетплейса.  В 2018 году работа по созданию МФЦ для бизнеса и ЦОУ будет продолжена.

Еще одной важной задачей в 2018 году станет создание ЦОУ в моногородах. В связи с этим, нашим коллегами из регионов, в которых есть такие населенные пункты, необходимо в кратчайшие сроки организовать плотное взаимодействие с муниципальными органами власти и финансово-кредитными организациями региона для формирования плана мероприятий по созданию ЦОУ.

В ходе этой работы необходимо определить перечень моногородов, в которых создание ЦОУ удастся осуществить уже в I квартале 2018 года.

Сегодня в ходе сессии мы подробно разберем все вопросы создания ЦОУ и МФЦ для бизнеса.

Это направление работы в целом тесно связано с деятельностью по совершенствованию государственного управления и качества государственных услуг в частности.

Пятое. Услуги в один клик. Следующим шагом должны стать цифровизация - переход к оказанию государственной поддержки в «умном режиме» (smart support).

Здесь мы возлагаем большие надежды на наш проект с Деловой средой  «Платформа сервисов и знаний для бизнеса».

Наша цель - развитие МСП. А именно формирование новой культуры и психологии предпринимательства.

Я бы хотел, чтобы, с одной стороны, у нас в результате появился реестр услуг каждого объекта инфраструктуры. С другой - чтобы каждый из нас для себя сформулировал, как ему совершенствовать свою работу дальше, каждый на своем месте.

Завтрашний день будет полностью посвящен обсуждению региональных проектов по развитию МСП.

 

Источник

1 2 3 4 5 6 7 8
  • document

    Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области

    Программа предоставления поручительств перед Банками

  • document

    Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области

    Программа предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Кемеровской области

  • reference
  • document

Записей не найдено.


  • Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области

  • Официальный сайт Администрации Кемеровской области

  • Портал государственных и муниципальных услуг

  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

  • Государственный фонд поддержки предприни-мательства Кемеровской области

  • Прокуратура Кемеровской области

  • Сплошное федеральное статистическое наблюдение

  • Ты - предприниматель Кузбасский портал молодежного предпринимательства

  • Федеральная Корпорация по развитию МСП

  • Кузбасская торгово-промышленная палата

  • МИНПРОМТОРГ России

  • Опора России. Кемеровская область

  • Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса

  • Федеральная налоговая служба
© 2008-2016
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области